• Резать, не дожидаясь перитонита

    3335.jpgНаучно-исследовательский финансовый институт Минфина РФ (НИФИ) просчитал, как вывести дефицит бюджетных средств при реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Для ликвидации разрыва между обещаниями государства и возможностями бюджета требуется конкретизация медицинских и социальных критериев, нуждаемости пациентов, стоимости и объёма медицинских услуг. Предпосылкой такой рекомендации НИФИ стал вывод комиссии ООН, что россияне до 30% своего бюджета тратят на поддержание здоровья, при этом имеются в виду затраты на лекарства. Если человек тратит треть своего бюджета, то введение соплатёжа будет справедливее и выгоднее.  

    Бесплатную помощь и лекарственное обеспечение необходимо предоставлять только при определенных заболеваниях и состояниях, определенным возрастным и социальным группам населения: детям, инвалидам, немобильным гражданам и малоимущим. Точно не определено, каким образом будет взиматься плата с трудоспособного населения, но варианты есть: система ОМС+ и ДМС. Можно начать с минимального, чисто символического платежа, перейдя потом к полной оплате. Предлагается работающим гражданам оставить бесплатную медицину, но только в пределах годового лимита.

    Для трудоспособных гражданин бесплатного вызова врача на дом быть не должно, всем остальным категориям оставить 8-10 бесплатных визитов терапевта на дом, всё превышение – за отдельную плату. Это позволит сэкономить 2 - 7,9 млрд рублей или 0,62% стоимости базовой программы госгарантий. Сокращение бесплатных обращений к терапевту ЛПУ трудоспособными россиянами до 4 за год позволит сэкономить 49,72 млрд рублей или 3,86% стоимости базовой программы госгарантий. Причём бесплатный лимит останется только на рабочее время, в выходные и в нерабочее время посещение поликлиники – только за плату. Предлагается взимать доплату за визит к высококвалифицированному специалисту и за приём без очереди.

    Следует взымать плату за повторный вызов СМП при отказе от госпитализации, за необоснованный вызов, когда вызывающий «скорую» преднамеренно усугубил жалобы, а бригада установила аггравацию. Трудоспособным предлагается оставить 4 бесплатных и строго обоснованных вызова СМП за год. Плановую госпитализацию трудоспособных лимитировать двумя пребываниями в муниципальном или региональном стационаре, федеральные учреждения – только платно. Неплохо доплачивать за ускорение ожидания госпитализации, за выбор палаты и лечащего врача «с регалиями», за улучшенное меню.

    По подсчётам НИФИ уменьшение коечного фонда с 9,42 коек до 4,96 коек на тысячу населения, как в развитых странах, на 220,46 млрд рублей снизит расходы на плановую стационарную помощь, что составляет 17,1% базовой программы госгарантий. Частичный перевод круглосуточного пребывания на дневной стационар также сэкономит 32,66 млрд рублей в год или 2,59% базовой программы. С ВМП будет сложнее, но разделение помощи по статусу и конкретизация услуг базовой программы возможны и нужны. Перечисленными пунктами предложения НИФИ не ограничиваются, предусмотрены и другие возможности экономии средств, выделенных на здравоохранение.

    Финансисты предполагают, что частичная оплата медицинских услуг не только позволит свести расходы с возможностями казны, но и вынудит россиян бережнее относиться к себе. Смущает, что трудоспособные граждане уже платят своими налогами за хронических больных, а сами не смогут воспользоваться плодами трудов. Но с другой стороны, элементы справедливости и разумности в предложениях финансистов в достатке.

    Путь к здоровью через кассу? (rg.ru) 

    Подвед Минфина представил программу продвижения платных услуг в здравоохранении  (ria-ami.ru)