• Интересно и только

Впервые существование плацебо заметили немецкие доктора XVIII века, при чахотке выдававшие аспирин за панацею. До раздачи уникального средства в течение месяца проводилась рекламная кампания в таргетной аудитории. Как только таблеточки дошли до потребителя, эффект не замедлил сказаться у 80%: вероятно, субъективный, но длительный и разительный. С тех времён плацебо связали с самовнушением. Им же объясняли и ноцебо-эффект, в противовес позитивному плацебо, негативные последствия от ожидания разнородных пакостей.

Группа ученых Главной больницы Массачусетса вкупе со специалистами Гарвардской медицинской школы в статье Nonconscious activation of placebo and nocebo pain responses журнала PNAS представили доказательства: эффект обусловлен бессознательной работой мозга. Мозг принимает решение о результатах воздействия лекарства до осознания информации о нём.

В эксперименте 40 здоровых добровольцев оценивали интенсивность боли от нагревательного элемента, одновременно отсматривая фото с разнообразными гримасами боли. Температура нагрева была постоянной, о чём испытуемые не знали, но по-разному оценивали интенсивность боли. Затем добровольцам демонстрировались фотографии людей, испытывающих боль разной интенсивности, скорость показа была стробоскопической - 12 миллисекунд, проанализировать выражение лиц было невозможно. Но наблюдался очевидный эффект плацебо или ноцебо, чуть более слабый, но тем не менее, достаточно выраженный. Учёные решили, что это работало подсознание.

Получается, что механизм плацебо и ноцебо действует вне зависимости от осознания человеком вызывающих его сигналов. В таких случаях томография показывала, что визуальные и вербальные стимулы обрабатывались мозгом на более низком, досознательном уровне в полосатом теле, являющемся составной частью эволюционно более древних базальных ядер полушарий, а также в подкорковой миндалине.

Исследователи из Университета Эксетера пошли дальше и обнаружили, что плацебо возможно только при наличии гена катехин-O-м