• Нейромаркетинг: уловки, которые заставляют делать ненужные покупки

    Эпоха необдуманного потребления в прошлом. Нынче в моде минимализм и осознанность. А это значит, что мы покупаем только самое необходимое. Овощи, сыр и вон те печеньки. Смартфон в кредит. Суши в кафе. Абонемент в спортзал на год. И так далее. Только самое необходимое. Только ли?



    Реклама, которая напрямую призывает купить товар или услугу, сегодня может появиться разве что на провинциальном радио. Крупные бренды давным-давно начали сотрудничать с нейрофизиологами, врачами функциональной диагностики и психиатрами, освоили методики серьезных исследований с использованием функциональной МРТ и электроэнцефалографии. В отличие от опросов потребителей, эти методы позволяют видеть объективную картину работы мозга и помогают делать эффективные прогнозы, а также принимать точные решения, как лучше продать тот или иной товар.

    Это значит, что у потребителя нет шансов: он ежедневно будет попадаться на удочку нейромаркетинга – науки об отслеживании, измерении и предсказании реакции потребителя на тот или иной товар.

    Покупатель принимает решение о покупке за двести миллисекунд. 70% людей покупают что-то незапланированное независимо от того, есть у них список покупок или нет. Исследования показывают, что достаточно одного-единственного движения глазных яблок, чтобы получить необходимую для принятия решения информацию. А значит, избыток цветов, образов, звуков – бессмысленная трата времени и денег для маркетолога. Крупная компания, которая производит чипсы, провела исследования и выяснила, что 30-секундные рекламные ролики воспринимаются намного эффективнее, чем 60-секундные. Производители продукта, наполненного «пустыми» калориями и неполезными транс-жирами, значительно увеличили продажи и сэкономили миллионы долларов на рекламной кампании, и все благодаря нейромаркетингу.
    Учащенное сердцебиение при просмотре трейлера к фильму может предсказать, насколько успешным он будет. И если 65 сердцебиений в минуту являются «порогом участия» - признаком заинтересованности, то пульс 85 в минуту и более с высокой вероятностью свидетельствует о том, что сборы будут значительно выше среднего.

    Чувство новизны также заставляет делать необдуманные покупки. Мозг позаботился о том, чтобы положительно подкреплять дофамином элементы обогащенной среды, от которой образуются новые нейронные связи и даже нервные клетки в гиппокампе – области, отвечающей за память. Именно поэтому мы так любим все новенькое. Именно поэтому мы хватаем упаковку печенья, которое не любим, но видим, что производитель обновил упаковку. Маркетологи прекрасно осведомлены о дофамине и новизне, поэтому бесконечно придумывают новые вкусы шоколадок и йогуртов, все эти «лимитированные выпуски» коллекций косметики, а также не забывают проводить регулярный ребрендинг.

    Нейробиологи выяснили: человек может отчаянно хотеть вещь, которая ему даже не нравится. Понятия «нравится» и «хочу» для мозга неравноценны и возникают неодновременно. Чтобы что-то захотеть, достаточно выделения дофамина при виде продукта или услуги. Именно дофамин создает ощущение «предвкушения счастья», которое сильнее радости обладания. А для того, чтобы дофамин выделился, достаточно новизны. Новая упаковка, необычный дизайн, «инновационная формула» и десятки других уловок запускают предательское «хочу». Именно его вы часто путаете с «нравится», а потом удивляетесь, где были ваши глаза и что заставило вас купить третьи по счету туфли нюдового оттенка или пять бутылок странного вина (хотя вы не любите алкоголь) по акции.

    Значит ли это, что нейромаркетинг помогает «зомбировать» людей с участием каких-то таинственных технологий? Разумеется, нет. Нейромаркетинг действует через простые и совсем не секретные каналы – эмоции. И действие это эффективно потому, что минует рациональное в нашем мозге. При этом мы остаемся уверенными, что приняли решение сознательно и даже находим оправдание очередной незапланированной покупке.

    Нам кажется, что бренд – просто название, которое помогает отличать один товар от другого. Если бы это в самом деле было так, проблемы шопоголиков просто не существовало бы. Покупки помогают справиться с негативными эмоциями или получить недостающих положительных. Исследования показали: когда мозг человека распознает определенный бренд, это заставляет его обратиться к долговременной памяти. Также активируются зоны, которые ответственны за понимание «кто я такой», «каким меня видит общество» и «что я значу в этом мире». Иными словами, выбирая между двумя банками газировки, человек стремится не только утолить жажду, но и немного поднять самооценку и утвердить свое место в обществе. Обширное поле для тонких манипуляций со стороны производителей, не правда ли?

    https://sunmag.me/psikho/01-04-2019-nejromarketing-ulovki-kotorye-zastavlyayut-delat-nenuzhnye-pokupki.html

    https://dissomnia.livejournal.com/146190.html

  • Ценообразование в медицине (это "рынок, детка")

    Врача и клинику надо выбирать "по карману" и по советам друзей, я считаю. Кое-где ценник завышен реально - хозяева клиник тоже хотят Багамы и Порше, пятикомнатную в центре и дачу на берегу...