- 5/6/2020
Изменения в тактике лечения COVID-19 от 5.05.2020
Сергей Васильевич Царенко (заместитель главного врача по анестезиологии и реаниматологии городской клинической больницы № 52 города Москвы) обобщил полуторамесячный опыт борьбы с коронавирусной инфекции COVID-19. Серьезной коррекции подверглись исходные представления о необходимости ранней интубации и своевременного перевода на ИВЛ. Указанные представления были основаны на предшествующем опыте лечения тяжелых внебольничных пневмоний, в том числе и вирусных
Что осталось:
-
1. Больной не должен испытывать значительного респираторного дистресса. Как всегда, при принятии решений соблюдаем примат клиники: не должно быть ажитации или угнетения сознания, чувства удушья, явного участия вспомогательной мускулатуры. Указанные признаки отражают продолжающийся процесс самоповреждения легких.
-
2. При любом способе респираторной поддержки не должно быть борьбы пациента с респиратором, ведущего к дополнительным повреждениям лёгких. Абсолютно оправдано использование принципов протективной вентиляции. Появившиеся в Интернете малограмотные утверждения о необходимости смены этой парадигмы на повреждающие режимы не имеют никаких серьезных теоретических и практических оснований.
-
3. Значительное снижение оксигенации, определяемое по инструментальным признакам (пульсоксиметрия), несмотря на менее инвазивные способы респираторной поддержки, является показанием к переводу на ИВЛ. Длительно существующая гипоксия – прямой путь к мероприятиям сердечно-легочной реанимации.
-
4. Ряд способов респираторной терапии увеличивают риск заболевания персонала (high flow oxygenation, неинвазивная ИВЛ).
Что изменилось и почему:
-
1. Появление эффективных способов блокады цитокинового шторма и четкая стадийность болезни (пик на 7-10 сутки, длительность вирусного повреждения до 14 суток) привела к тактике «Мальчиша - Кибальчиша»: нам бы день простоять, и ночь продержаться, а там подойдет Красная Армия. К указанным средствам относится тоцилизумаб и прочие ингибиторы выброса цитокинов и чувствительных к ним рецепторов, пульс-дозы кортикостероидов, другие испытываемые ныне препараты.
-
2. На этапе ожидания эффекта данных препаратов можно удержать пациента на грани интубации трахеи при условии отсутствия выше указанных признаков респираторного дистресса. Допустимыми показателями пульсоксиметрии являются 87-88%.
-
3. Появления значительной прослойки переболевших медиков создает более безопасные условия использования high flow oxygenation и неинвазивной ИВЛ.
-
4.Перевод на инвазивную ИВЛ (а в ряде случаев и на ЭКМО) не является приговором пациенту, но значительно повышает вероятность бактериальных осложнений, в первую очередь нозокомиальных. Опасен не сам по себе факт инвазивной ИВЛ, сколько ее длительность. Последняя отражает в значительной степени исходную тяжесть состояния пациента, которая очевидно ухудшает прогноз болезни. Данный факт определяет и длительность лечения в случае благоприятного исхода.
В настоящее время длительность проведения ИВЛ у этой тяжелой категории пациентов составляет от 2 до 5 недель. Длительность этапа ЭКМО – не менее 3 недель, после чего еще неизбежно последует 3-6 недель только ИВЛ. По нашим данным, в течение месяца переводится из ОРИТ в линейные отделения не более 15% пациентов, находившихся на инвазивной ИВЛ. Остальные продолжают лечение или погибают. Есть основания предполагать окончательную летальность у этой группе около 50-60%. Показатели у группы пациентов, находившихся в менее тяжелом состоянии, которых пытались удержать на грани интубации трахеи, намного лучше. Состояние ухудшалось примерно в половине случаев, и они переходили в группу инвазивной ИВЛ. Остальные 50% больных в течение 7-10 дней переводились из ОРИТ в линейное отделение.
Подчеркнем, что затягивание с переводом на инвазивную ИВЛ и доведение больного до состояния крайней гипоксии приводит к китайским результатам 97% летальности
-
5. Ведение пациентов на инвазивной ИВЛ и на ЭКМО требует значительных затрат материальных и человеческих ресурсов. Самая основная проблема – подбор нестандартных комбинаций антибиотиков, направленных на лечение полирезистентной внутригоспитальной Грам-отрицательной флоры. Bad bugs, no drugs. Фактически это ручное управление процессом.
-
6. В связи с вышеуказанными соображениями, в нашей практике применяется следующая стратегия наращивания агрессии респираторной терапии. Каждый последующий шаг используется при клинических признаках респираторного дистресса и (или) снижении SpO2 менее 87-88%.
- Обычная оксигенотерапия на спине
- Обычная оксигенотерапия на животе
- high flow oxygenation на спине
- high flow oxygenation на животе
- НИВЛ на спине
- Инвазивная ИВЛ на спине
- Инвазивная ИВЛ на животе
- В-В - ЭКМО и инвазивная ИВЛ
-
7. При проведении high flow oxygenation допустимо использование максимальных потоков и концентрации кислорода во вдыхаемой смеси до 90%.
-
8. При проведении НИВЛ допустимые концентрации кислорода во вдыхаемой смеси составляют до 80%. Допустима частота подаваемых респиратором неинвазивных вдохов до 25 в 1 мин. Почти всегда оптимальные показатели давления в дыхательных путях составляют не более 10 см вод ст на вдохе и не менее 5 см вод. ст. на выдохе, с оптимизированной под конкретного пациента длительностью вдоха и крутизной подъема фронта волны давления на вдохе (большинству больных нужен» крутой фронт подъема волны давления и физиологическая длительность вдоха – 0,6 – 0,8 с). Признаком асинхронии работы аппарата НИВЛ и дыхания больного является наличие дополнительных искажений на кривой потока, вносимых вставочными вдохами пациента.
9. Высокая частота тромботических осложнений требует широкого использования средств механопрофилактики. Но не бинтования ног, что бесполезно в условиях иммобилизации, а применения перемежающейся компрессии. Целесообразна тактика наращивания доз НМГ: для профилактики нужно использовать лечебные дозы, а для лечения – подбор дозировок на основе ТЭГ или оценки активности антиXa фактора. Возможно использование арикстры, лучше тоже с подбором по активности антиXa фактора (0.4 - 0,6 с через три часа после введения).
-
10. Проведение ЗПТ желательно не только при резком росте креатининемии, но при некупируемой иными средствами гипергидратации у пациента. Для этого нужен регулярный учет гидробаланса и взвешивание рисков возможных потерь антибиотиков через контур ЗПТ.
Материал подготовлен на основании публикации Сергея Васильевича Царенко
💡 А также по теме:
- Какая ИВЛ нужна, но этого не знали раньшеЗа время пандемии представления о нужности ИВЛ претерпели повальное "увлечение" и бурное "низвержение с пьедестала". Страх ИВЛ при отсутствии альтернативы символизировал крах основных реанимационных принципов, но не случилось...
- Долгий COVID-19Много сообщений поступает от переболевших COVID-19 о сохранении симптомов после перенесенной инфекции: утомляемости, слабости и ряда других. У иностранцев даже появилось понятие "long covid" - "долгий ковид", как раз про эти случаи.
- Обзор новостей анестезиологии-реаниматологииПодборка свежих новостей реаниматологии-анестезиологии, которые прямым или косвенным образом связаны с пандемией коронавируса.
- Самоизоляция просится на УДООткрытая статистика и погружение в вирусологию не разъясняет вопроса "доколе россиянам сидеть по квартирам". Никто не знает конца эпидемической истории. Даже президент не в курсе, но забрезжил выход и будет это...
-
Битва про докторскую зарплату
По-министерски выходило, что работали сильно меньше, а получили больше прежнего благодаря стараниям чиновников всех рангов, в 2020 году средний заработок доктора дорос до 90 тысяч...
1/21/2021Про повторное инфицирование SARS-CoV-2 у людей с антителами
Гарантирует ли наличие антител к SARS-CoV-2 защиту от повторного инфицирования этим коронавирусом? Как показывает новое исследование китайских ученых, не гарантирует...
1/22/2021Диагностика и предотвращение ожирения у детей
В течение 20 лет проводилась работа по оценке роста и веса детей с учетом оценки питания (2000 центров). Данные для расчетов:Рост и вес при рождении из роддомов, данные 0-5 месяцев брались из Pediatric Nutrition Surveillance System (PedNSS, США), данные о детях 2-3 месяцев и старше были получены из National Health and Nutrition Examination Surveys (NHANES) с 1963 по 1994 гг.
1/21/2021Вы уже готовы уколоться?
Соотечественники с вакцинацией выжидают – привиться согласен только каждый третий, между тем власти устраивают прививочные пункты в опере и торговых центрах. Но нас никогда не привлекает доступное и хорошо организованное...
1/20/2021Про судьбу пациентов, выписанных из стационаров после COVID-19: данные британских исследователей (препринт)
Как в дальнейшем складывается судьба выписанных после стационарного лечения пациентов с COVID-19, вопрос очень актуальный. Британские исследователи изучили данные более 47 тысяч человек и опубликовали результаты в виде препринта.
1/22/2021Без учёта переболевших
Американцы подсчитали, что за ноябрь и начало декабря в США ежедневно погибало число граждан, эквивалентное 15 катастрофам Airbus-320, а каждые полтора дня случалось ещё одно «11 сентября»...
1/19/2021О страшных точках и угрожающих "ОК" в переписке
Недавно переписывались с Оксаной в одном из мессенджеров: когда подъехать, куда направимся — словом, вели обычную ежедневную переписку. Не обошлось и без «океев» в процессе. А чуть позже, когда ехали с работы домой, она меня просветила: оказывается, сейчас многие, особенно молодёжь, нервно относятся к «ОК» в сообщении.
1/21/2021Неврологическая подборка статей о COVID-19
Представляем Вашему вниманию подборку статей неврологического профиля за 2020 год, посвященных COVID-19
1/19/2021Дениска
В одном небольшом городке жил незаметный парень. Однако его все знали, знали потому, что в маленьких селениях людей со странностями знают все. Это такой тихий дурачок. Он в общем то особо ни кого и не беспокоил.
1/21/2021