• Пастухи и агнец Божий из рождественского вертепа

    Есть в Италии в регионе Пьемонт маленькая коммуна Боччолето (итал. Boccioleto), расположенная примерно в 90 км к северо-востоку от Турина. Коммуна эта разместилась между живописными пологими склонами недалеко от слияния двух рек Серменца и Кавайоне и имеет древнюю историю: уже в пятнадцатом веке она отделилась от Римаско и образовала автономную общину. В течение семнадцатого века полностью сформировался облик Боччолето, дошедший до наших дней. На территории Боччолето хранится множество произведений искусства, в ней сохранились фрески разных эпох, выполненные между четырнадцатым и восемнадцатым веками, а также многочисленные деревянные скульптуры, среди которых отдельно выделяют алтарь, расположенный в Oratorio dell’Annunziata (Церковь благовещения, XVI в.), работы Франческо Антонио д'Альберто, датируемый 1694 годом. Кроме этого алтаря сохранились и две скульптуры неизвестного художника, изображающие пастухов с зобом, которые изначально украшали рождественский вертеп в оратории Сан-Квирико в соседней деревне Паланкато.


    Изображения зоба по тем временам были обычным делом, ведь почти вся территория Италии в то время была эндемична по йоддефициту. Дефицит йода до сих пор является широко распространенным природным феноменом. Как и 600 лет назад, он был больше характерен для высокогорья и равнинных территорий, удаленных от моря. В таких местах пониженное содержание йода приводило к массовым нарушениям метаболизма у человека и животных.
    Иконография эндемичного зоба получила большое внимание после работы австрийского доктора Франца Мерке, изданной на немецком языке в 1971 г. (она была переведена на английский язык после его смерти в 1984 г.). Именно он собрал множество графических изображений зоба как в медицинских, так и в немедицинских средневековых рукописях, живописи, графике и скульптуре, а также в исторических нумизматических и филателистских материалах. Австрийский доктор даже выделил «псевдо» и «настоящий зоб». Например, множество картин известных художников, которые не намеренно проиллюстрировали увеличение шеи, хотя современные «наблюдатели» определили это как зоб, а на самом деле на них могла быть изображена просто «толстая шея», доктор Мерке определил, как «ложный зоб» или «случайный» зоб.

    Иллюстрации «настоящего зоба» в основном встречаются, когда художники имели определенное намерение обратить внимание на этот «дефект» или даже выразить соболезнование людям с зобом. Большинство этих изображений созданы в пятнадцатом и шестнадцатом веках в Альпах, где зоб был эндемичным. Изображения зоба часто носили религиозно-христианский «подтекст» и подразумевали форму мученичества.
    Вертеп-воспроизведение сцены Рождества с использованием объёмных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. Обязательными персонажами такого вертепа являлись пастухи с овцами, один из пастухов часто изображался несущим на плечах или в руках ягнёнка как символ Агнца Божия (именование Иисуса Христа, основанное на словах Иоанна Крестителя (Ин. 1:29), называющего приближающегося Христа агнцем, искупляющим грехи людей).
    Получается, художник добавил зоб обоим пастухам, желая обозначить их святость и мученичество.
    С Рождеством Христовым Всех!
    Список литературы:
    1. Dionigi, R., Trimarchi, F. & Dionigi, G. Shepherds with enormous goiters in a Christmas nativity scene (XVI century). J Endocrinol Invest 43, 553–554 (2020). https://doi.org/10.1007/s40618-019-01124-4
    2. https://www.invalsesia.it/boccioleto/
    3. Merke F 1971 Geschichte und Ikonographie des endemischen Kropfes und Kretinismus. Hans Huber, Berne, Stuttgart, Wien

    https://med-in-art.livejournal.com/32865.html

    💡 А также по теме: