• Неоплаченный счет

    Аня Вербина о пациентах-хитрованах

    За почти 6 лет в организации лечения за рубежом много уже повидали, знаем-плавали, научились во многих ситуациях стелить соломку заблаговременно, чтобы все участники процесса лечения (пациент-близкие / госпиталь-врачи) концентрировались на лечении, а не пили валерьянку от стресса околомедицинских вопросов.

    Всем непросто в этом процессе и бывает, что все завязывается в очень крепкий узел, казалось бы неразвязываемый.

    Чаще всего самые серьёзные сложности - это финансирование, что хорошо понятно каждому. Я не знаю, как обстоят дела у пациентов, обращающихся в швейцарские госпитали, может там и проходит лечение без вопросов, где найти средства, мы не имеем большого опыта работы с олигархами. А в случае наших пациентов, которым мы рекомендуем экономичное лечение в странах Азии той или иной дальности, Ближнего и Среднего Востока,  Восточной Европы, вопрос оплаты счетов - это часто большой стресс. 
    Как мы его преодолеваем? Часто вместе, собирая за стол переговоров всех участников. Тут в фб много наших пациентов, благотворительных фондов, близких лечившихся, которые знают как мы их страховали в трудные времена, давали госпиталям свои личные финансовые гарантии оплаты их счетов, на долгие месяцы и годы кредитовали лично из своих средств, чтобы пациент мог пройти необходимое лечение. Тут, на мой взгляд, в сложной финансовой ситуации, больше шансов на помощь от нас (а иногда и от госпиталя) имеют те пациенты, которые выкладывают свои карты на стол и честно рассказывают о своих проблемах и планах их решения.

    Мы априори стоим за наших пациентов и их законные интересы и стараемся найти правильные слова и убедительный тон в общении с госпиталями, чтобы пациент получил желаемое. Часто это возможно и путем переговоров можно достичь многого, вы, пациенты за кого мы "рубились" с госпиталями по тому или иному вопросу, это видели в действии.

    Но вот чего я совершенно не понимаю и не принимаю, так это позиции пациентов, которые начинают хитрить, мудрить и пытаться даже в какой-то степени манипулировать, напомню, в ЧУЖОМ монастыре. Приведу пример, будет проще понять: пациент (чаще, конечно, родители его, у нас много детей-пациентов) до отлета получает мнение и предварительную калькуляцию своего лечения от госпиталя и после этого принимает решение о поездке. Ещё раз: ПОСЛЕ получения мнения и счета, не ДО. Соответственно, коли уж родители приняли решение отправляться на лечение за границу по полученному ими плану, всегда хочется верить, что они рассчитывают свои силы и понимают свою ответственность, делая этот шаг. Справки из банка госпитали не требуют, многие наши госпитали принимают пациентов без авансовых платежей или с частичным депозитом даже на серьезное лечение. Получается, пациент может прилететь в госпиталь с минимальной суммой в кармане и госпиталь, начиная оказывать лечение, становится весьма уязвим. Представьте, госпиталь, не получив гарантий оплаты, начал проводить, скажем, аллогенную трансплантацию костного мозга (порядок расходов 50-150 тысяч долларов). Один раз запустив процесс ТКМ, остановить лечение госпиталь уже не в силах и, по факту, не в праве - речь о жизни пациента. Мы не работаем с такими госпиталями, которые могут пациента из реанимации на улицу вывезти в случае не оплаты счета (да, такие бывают, не имейте иллюзий).

    Хорошо, идем дальше. Госпиталь провел сложную трансплантацию, дал пациенту второй шанс на жизнь, все рады - пациенты, родные, врачи и медперсонал, мы, разумеется. Дело к выписке, администрация просит произвести оплату счета, который, напомню, родители получили на руки ДО вылета из своей страны. И, представьте, пару раз в год мы наблюдаем сцену, когда в такой момент после лечения, родители говорят: у нас нет средств оплатить счет. Становится понятно, что родители и не планировали его оплачивать. Немая сцена. Полагаете, у госпиталя в такой момент много возможностей убедить их произвести оплату? Раскрою страшный секрет: инструментов практически нет. Их нет ни в Европе, ни в Азии, ни в Израиле. Селяви. Многие, очень многие госпитали страдают от такого поведения иностранных пациентов, среди которых есть и наши соотечественники, увы. Многие госпитали, пару раз обжегшись, разрабатывают меры своей защиты от подобной нечистоплотности. И меры это ровно такие, какие бы приняли вы, один раз дав, например, в долг человеку, который долг не вернул: оградить себя от подобных рисков. Кто-то из госпиталей для пациентов из наиболее часто обманывающих стран вводит крупные депозиты, страхующие все риски госпиталя, и подлежащие возврату по окончании лечения. Кто-то настаивает на полной оплате тех операций/лечения, в которых нет возможности повернуть назад. Я знаю несколько госпиталей, которые полностью на длительный период прекращали прием пациентов из таких рискованных стран. И, понятно, что персонал госпиталя, какое-то время после ЧП, невольно начинает с подозрением относиться к пациентам этой страны.

    Несколько раз видели, как помимо отказа оплатить счет, такие родители шли ещё дальше и начинали буквально шантажировать госпиталь публичной оглаской случая, с представлением картины угрозы здоровью и жизни ребенка, искажением информации, распространением негатива, звонками в посольство и жалобами консулу на бог знает что (были жалобы на отсутствие чайника в палате, да). Нескучно бывает в госпиталях, поверьте и мне очень жаль в таких ситуациях сотрудников администрации, вынужденных этим заниматься.

    Не нужно считать прибыли госпиталей - это их внутреннее дело иметь прибыли или убытки. Важно не валить с больной головы на здоровую и расставить акценты правильно: это пациент решился приехать на лечение и воспользовался, можно сказать, порядочностью госпиталя и персонала, не планируя производить оплату медицинских услуг и манипулируя. Вот такой, можно сказать, непорядок наблюдается (вы можете подобрать и другое, более честное слово для данной ситуации). Я никогда не видела героизма в поездке "зайцем" на трамвае или в краже картошки на базаре - обман и есть обман, где бы он не был - в магазине или в госпитале. На самом деле, таких случаев, среди тысяч наших пациентов было единицы, но все они очень яркие, и захочешь да не забудешь.

    Вы спросите, а бывают ли ситуации, когда добросовестные родители/пациенты не могут оплатить сразу счета? В десять раз больше, чем те, что я описала выше. Но, как я сказала в самом начале, не бывает безвыходных ситуаций и почти всё и всегда можно решить цивилизованным путем, поделившись своими проблемами и планами. Все люди, все человеки, выход есть всегда, особенно, если его искать вместе.
    https://www.facebook.com/100004764522405/posts/1161016660733807/

    https://valkiriarf.livejournal.com/1732316.html

    💡 А также по теме: